Проективные психодиагностические методики

Термин «проекция» был введен основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом в 1894 году. Проекцией Фрейд называл бессознательное приписывание собственных влечений, установок и чувств другим людям. Такой неосознаваемый перенос, по мнению Фрейда, помогает человеку избавиться от собственных неприятных переживаний, вытеснить их из сознания (защитный механизм личности). В дальнейшем значение термина «проекция» изменилось и вышло за рамки защитного механизма личности и психоанализа вообще. Под проекцией стали понимать естественную склонность людей всё и вся мерить по себе. Не отдавая себе отчета, мы обычно рассчитываем, что у других такая же логика, мысли, эмоции, чувства, как у нас, то есть мы по сути проецируем, переносим свои мысли и чувства на окружающих.

Впервые понятие проекции для обозначения психодиагностических методик было использовано Л. Франком в 1939 году. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование неопределенных, неоднозначных стимулов (чернильных пятен, нечетко прорисованных лиц, незаконченных предложений, неоднозначных изображений и т.д.), которые испытуемый должен структурировать, дополнять, интерпретировать.

Испытуемого не ограничивают несколькими вариантами ответа, он может фантазировать, как хочет, может сам выбирать стратегию поведения, и поэтому исследователь может наблюдать в его реакциях отражение его собственных потребностей, мотивов, установок, личностных черт. Психолог во время исследования доброжелателен, не дает никаких оценок «правильности» или «неправильности» ответов. Испытуемый не знает, на что в его ответах обращает внимание экспериментатор.

Проективные методы позволяют избежать ряда недостатков, свойственных «традиционным» опросникам. В ситуации тестирования при приеме на работу или аттестации на предприятии люди склонны скрывать свои истинные мотивы, эмоции и переживания, чтобы получить или не потерять работу. Заполняя опросники, они стараются давать такие ответы, которые, по их мнению, понравятся работодателю. А поскольку при тестировании по проективным методикам испытуемому сложно угадать, что конкретно тестируется и дать заведомо «хороший» ответ, то результаты диагностики практически невозможно подделать или намеренно исказить.

Однако из-за отсутствия нормативных шкал, статистических норм и сложностей стандартизации, результаты диагностики зачастую сложно однозначно интерпретировать. По сравнению с другими тестами влияние личности экспериментатора при использовании проективных методик максимально, поэтому требования к уровню профессионализма и квалификации психолога-диагноста более жесткие.

Рисунок человека

История создания

Метод «Рисунок человека» был впервые использован Ф. Гудинаф (F. Goodenough) для диагностики IQ у детей в конце 1920-х годов. Достаточно быстро выяснилось, что он обладает гораздо более широкими диагностическими возможностями и может быть использован для диагностики личностных особенностей и детей, и взрослых выявления личностных черт, бессознательных личностных конфликтов, установок, влечений, неосознаваемых потребностей и т.д. Большой вклад в становление метода внесла К. Маховер, автор классического руководства «Проективный рисунок человека».

Техника исследования

Психолог просит испытуемого «нарисовать человека», дает стопку листов бумаги формата А4 и карандаш средней твердости с ластиком. Никаких дополнительных указаний экспериментатор не дает, на уточняющие вопросы отвечает: «Рисуйте любого человека, какого хотите».

Если это возможно, диагност ненавязчиво наблюдает за процессом рисования, фиксируют комментарии испытуемого и последовательность изображения частей рисунка. Когда рисунок готов, диагност просит сочинить рассказ об изображенном человеке. Если испытуемому это дается с трудом, экспериментатор задает наводящие вопросы: «Сколько лет нарисованному Вами человеку?», «Женат ли он?», «Есть ли у него дети?», «Умный ли он человек?», «Чем он занимается?», «Привлекателен ли он?» и т.д. Ассоциации фиксируются в специальном протоколе.

После этого психолог просит нарисовать «фигуру противоположного пола», и так же, как и в первом случае, просит сочинить о ней рассказ, который заносится в протокол.

Некоторые психологи предлагают испытуемым использовать набор цветных карандашей. Анализ выбранного цвета также может служить важным диагностическим признаком и показателем эмоционального состояния испытуемого в момент тестирования. Подробнее об анализе цвета см. Тест Люшера.

Интерпретация

Основное положение методики: рисуя человека, испытуемый по сути изображает себя, а окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением. Рисунок это своего рода самопрезентация испытуемого. Психолог, в первую очередь, анализирует содержание рисунка, смотрит на наличие или отсутствие частей тела, их форму и внимание, уделенное им испытуемым. Отдельно интерпретируются:

пол изображенного человека,

голова,

лицо (черты лица, нос, глаза, рот),

шея,

руки,

ноги,

плечи,

бедра и ягодицы,

талия,

детали одежды и обуви.

Анализ содержания рисунка дополняется интерпретацией структурных и формальных его аспектов:

размер и расположение фигуры на листе, соотношение размеров двух фигур,

скорость движений рисующий руки,

нажим, твердость и изменчивость используемых линий,

последовательность рисования отдельных частей,

поза фигуры,

использование фона или фоновых эффектов, наличие штриховки и стираний и т.д.

Сфера применения

В клинической практике методика используется для выявления личностных черт и целостного анализа личности испытуемого (мотивов, потребностей, ценностей, установок, принятия или непринятия половой роли, характера межличностных отношений с другими людьми, уровня самооценки, степени гибкости личности и т.д.). Она также может быть использована для отбора и оценки персонала и может проводиться в группе, если испытуемые сидят не слишком близко друг к другу. Помимо ценных диагностических данных, методика позволяет создать расслабленную неформальную атмосферу, что облегчает установление контакта с испытуемыми, а это порой бывает достаточно сложно в условиях «принудительной» оценки кандидатов на работу или аттестации работников предприятия.

Рисунок несуществующего животного (РНЖ), Несуществующее животное (НЖ)

История создания

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» («Несуществующее животное») - одна из самых известных и таинственных психодиагностических методик. Известных потому что обычно о ее существовании узнают еще в школе и необязательно от психолога, а таинственных потому что почти ни в одном психодиагностическом руководстве она не описана. Автор методики Майя Захаровна Дукаревич, но ни в одной книге, упоминающей РНЖ, вы не найдете ее имени. Наверняка не нарочно авторы «Словаря-справочника по психодиагностике», киевские психологи Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов, переименовали ее в М.З. Друкаревич, и именно эту фамилию можно встретить в двух-трех статьях, посвященных РНЖ. В большинстве же источников имя автора просто не упоминается.

Это, однако, не мешает методике распространяться в массы и завоевывать все большую популярность. На просторах российского Интернета есть даже «Сайт любителей несуществующих животных», где объявлены конкурсы на самое несуществующее НЖ, на самую забавную характеристику НЖ и на самую интересную сказку про НЖ. А на другом сайте можно приобрести компьютерную программу для анализа изображений НЖ.

Равно как и методика «Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного» используют для диагностики личностных особенностей детей и взрослых выявления личностных черт, бессознательных личностных конфликтов, установок, влечений, потребностей и т.д.

Техника исследования

Психолог дает инструкцию: «На этом листе нарисуйте, пожалуйста, несуществующее животное. Это животное не должно иметь природного аналога. Придумайте ему также несуществующее имя». Рисунок выполняется простым карандашом или цветными карандашами. После того, как рисунок закончен, диагност просит рассказать о животном историю или задает уточняющие вопросы: «Это третья нога или хвост?», «Что означают эти точки на морде?», «Чем питается это животное?», «Зачем ему эти шипы на ногах?»

Интерпретация

Основное положение методики: изображая несуществующее животное, испытуемый рисует себя, он проецирует на образ животного свои личностные особенности черты характера, темперамента, самооценку, потребности, мотивы, установки и т.д.

Психолог анализирует содержание рисунка:

внешний вид,

детали, соответствующие органам чувств (уши, глаза, рот, нос),

опорную часть фигуры,

части тела над фигурой (хвост, перья, грива, шерсть),

защитные элементы (зубы, когти, копыта, рога, шипы),

название, имя животного.

Кроме того, диагност интерпретирует формальные аспекты рисунка:

расположение на листе бумаги (оси вверх-вниз, слева-направо),

размер,

симметрию/асимметрию,

контур,

характер линий и графических движений,

цвет,

способ конструирования,

сложность конструкции.

Руководства по интерпретации изображений несуществующих животных привлекают своей кажущейся простотой на каждую деталь рисунка есть свое толкование, кажется, только и надо что «расчленить» картинку на составляющие и найти объяснение каждой. На самом деле важна не интерпретация отдельных частей рисунка, а понимание целостного изображения, выделение симптомокомплексов свойств, которые подтверждаются разными элементами рисунка. Покраснение горла у больного может быть признаком ОРЗ, ангины или скарлатины, поэтому для точной постановки диагноза врачу нужна общая картина заболевания. Так и в интерпретации проективных рисунков рог у животного может указывать на агрессию или служить признаком исключительности (по типу единорога), поэтому психологу необходимо анализировать весь рисунок целиком.

Сфера применения

Методика «Рисунок несуществующего животного» применяется для диагностики личностных черт детей и взрослых, возможно ее использование для оценочных целей на предприятии (подбор персонала, аттестация). Наиболее оправданно применение методики в качестве ориентирующей, то есть такой, на основе которой выдвигаются гипотезы об особенностях личности, которые впоследствии проверяются с помощью других диагностических процедур.

Как и другие проективные методы, РНЖ позволяет создать доброжелательную, расслабленную атмосферу, снять напряжение испытуемых. Исследователь должен, однако, учитывать то, что многие испытуемые что-то слышали о том, что значит «хвост, направленный верх» или «большие глаза», и могут попытаться ввести экспериментатора в заблуждение. Впрочем, таки попытки обычно бывают поверхностны, и если психолог интерпретирует рисунок на уровне симптомокомплексов, а не отдельных элементов, он наверняка выведет «обманщика» на чистую воду.

Метод пиктограмм

История создания

Методика «Пиктограммы» относится к проективным психодиагностическим методикам. Она была разработана в нашей стране в начале 1930-х годов. Г.В. Биренбаум, выпустившая первую публикацию, посвященную данному методу, приписывает авторство А.Р. Лурии. Сам А.Р. Лурия называет автором Л.С. Выготского и его коллег. Первоначально метод использовался для диагностики опосредованного запоминания, в дальнейшем сфера его применения расширилась оказалось, что пиктограммы эффективны для исследования ассоциативного мышления, логической памяти, актуальных эмоциональных состояний, способности к адекватной рефлексии и самоконтролю, критичности и других компонентов личности.

Техника исследования

В инструкции экспериментатор сообщает, что будет проводить проверку памяти испытуемого. Он называет слова и выражения, которые надо запомнить. А для того, чтобы запоминать было легче, испытуемому предлагают нарисовать для каждого слова или выражения рисунок-пиктограмму, который потом поможет вспомнить слово. Качество рисунка значения не имеет, слова и буквы использовать запрещается.

По окончании опроса испытуемого просят объяснить, почему он выбрал те или иные образы для изображения понятий (второй этап). На третьем этапе испытуемому предлагают вспомнить слова по рисункам. В качестве материала обычно используют стандартный набор из 16 понятий («веселый праздник», «тяжелая работа», «вкусный ужин», «подвиг», «вражда» и т.д.). Его достоинство в том, что в нем нет понятий, которые можно легко нарисовать.

Интерпретация

В методике «Пиктограммы» психолог, прежде всего, обращает внимание на образ, который нарисовал испытуемый. Экспериментатор оценивает изображения по факторам:

абстрактность (абстрактный или конкретный рисунок),

индивидуальная значимость (встречаются ли среди рисунков образы, которые по какой-то причине важны именно для данного человека),

стандартность (как часто встречаются такие рисунки в ответах других людей),

адекватность (может ли посторонний человек понять, какой логикой руководствовался испытуемый, когда выбрал определенный рисунок для обозначения того или иного понятия),

содержание понятий,

наличие особенных феноменов (отказ от исследования, шоковые реакции, высказывания, комментарии по ходу выполнения).

Проведение и интерпретация исследования по методу пиктограмм (справедливо также для других проективных методов) требует высокой квалификации психолога-диагноста и большого опыта работы с методикой.

Сфера применения

Наиболее оправдано применение метода пиктограмм в психиатрических обследованиях он эффективен для диагностики нарушений мышления при шизофрении, органических заболеваниях центральной нервной системы, эмоциональных расстройствах (в частности депрессии), гипомании и истерии. В оценке персонала методика как правило не применяется, поскольку основным результатом исследования на здоровых людях является подтверждение отсутствия у них психических отклонений. Выявление индивидуально-психологических особенностей в рамках нормы (оригинальность мышления, выраженность абстрактного мышления и т.д.) возможно, но не у всех испытуемых, это скорее может быть «побочным» продуктом исследования.

Методика «Завершение предложений»

История создания

«Завершение предложений» - это целая группа проективных методик исследования личности. Они являются модификацией метода свободных ассоциаций. В 1897 году Г. Эббингауз впервые применил тест на завершение предложений в качестве метода исследования интеллекта. В дальнейшем в разных вариациях методика использовалась для исследования личности А. Пейном (1928), А. Тендлером (1930), Дж. Роттером (1950), Д. Саксом (1950), Б. Форером (1950), А. Роде (1957) и др.

Техника исследования и интерпретация

Обследуемому предлагают серию незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, и просят завершить их по своему усмотрению. Респондента просят работать по возможности быстро и давать первый пришедший в голову ответ.

Испытуемому предлагают для завершения фразы такого типа:

Будущее кажется мне

Думаю, что настоящий друг

Женщины

Я ненавижу

Предложения формулируются таким образом, чтобы испытуемый давал ответы, относящиеся к свойствам личности, интересующим экспериментатора. В зависимости от целей диагностики неоконченные предложения могут быть предназначены для выявления мотивов, потребностей, самовосприятия, межличностных отношений, чувств испытуемого, его отношения к семье, сексу, работе и т.д.

Этот проективный тест открывает широкие возможности для выражения подсознательных переживаний, эмоций, чувств, мотивов, которые человек не хочет признавать или открыто выражать. При тестировании испытуемый может нечаянно обнажить эти скрытые тенденции, когда придумывает окончания фраз.

Сфера применения

Достоинством методик «Завершение предложений» являются их гибкость, возможность приспособления к разнообразным исследовательским и оценочным задачам. Исследование можно проводить в группе. Для целей оценки персонала можно использовать неоконченные предложения, затрагивающие отношение к начальству, коллегам и подчиненным, собственным способностям и личностным качествам, своему прошлому и будущему, характер целеполагания, мотивации достижения и т.д.

Тест тематической апперцепции (ТАТ)

История создания

Одна из старейших и наиболее известных проективных методик в мире, предложена Х. Морган и Г. Мюрреем в 1935 году. Впоследствии методику стали связывать с именем Г. Мюррея, который внес значительный вклад в ее развитие.

Техника исследования

Стимульный материал методики стандартный набор из 31 карточки: 30 черно-белых картин и 1 пустая, в которой испытуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены ситуации, не имеющие однозначного толкования. В то же время изображения обладают определенной стимулирующей силой, провоцируя агрессию, страхи, определенные установки в семейной или сексуальной сфере и т.д.. В зависимости от пола и возраста испытуемого из стандартного набора диагност выбирает для предъявления 20 карточек. Исследование обычно проводят в два приема по 10 картинок.

Обследуемому дают инструкцию: «Я буду показывать вам картинки и прошу вас рассказать, что на них изображено, что было до этого и что будет дальше. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными и яркими, чтобы вы импровизировали».

Интерпретация

Существует множество способов интерпретации ТАТ. Одна из самых простых техника обзора. Экспериментатор читает рассказы и отмечает в них все, что кажется ему значительным, странным, необычным, нетипичным. Перечитывая таким образом помеченные истории во второй раз, опытный исследователь легко выделяет повторяющиеся паттерны, многократно встречающиеся в разных историях. Чем больше у человека опыта в интерпретации ТАТ, тем легче ему дается этот метод.

Автор методики Г. Мюррей предлагал анализировать истории по схеме «потребность-пресс». Каждое предложение анализируется с точки зрения потребности главного героя и пресса, воздействию которого она подвергается. Например, он (главный герой) любит ее, а она ненавидит его потребность в любви сталкивается с прессом (ненавистью). Таким образом выделяются все потребности и прессы, выявляются их конфликты, смешения и подавления, выстраивается иерархическая система.

Известный и уважаемый психолог Л. Беллак разработал собственную систему интерпретации ТАТ, а также бланки для фиксации ответов испытуемого и бланки для анализа ответов. Он предлагает обращать внимание на следующие моменты:

лейтмотив (суть рассказа),

главный герой,

отношения главного героя с вышестоящими персонажами (родителями) и обществом,

введенные персонажи,

упомянутые детали,

упущенные детали,

приписывание ответственности (главному герою или внешним силам),

значимые конфликты,

наказание за проступок,

отношение к герою,

показатели сдерживания агрессии, сексуальных импульсов и т.д.,

исход,

способы удовлетворения потребности,

сюжет.

Сфера применения

ТАТ обладает рядом сильных сторон при использовании на производстве он легок в проведении и дает точную информацию. Обычно его проводят после краткосрочных методов типа «Завершения предложений» или «Рисунка несуществующего животного». Когда испытуемый прошел батарею тестов, и его вновь вызывают для прохождения ТАТ, уровень тревожности у него повышается. По мнению психологов, такой умеренно возросший уровень тревожности способствует лучшему проявлению структуры личности, чем состояние полной расслабленности. В этой связи при аттестации или подборе персонала ТАТ рекомендуется использовать в качестве дополнительного инструмента.

Психолог, использующий ТАТ в оценке персонала, может судить о межличностных отношениях испытуемого на основании его семейных проекций. Тенденции в отношениях с начальством могут быть выявлены из проекций испытуемого по отношению к фигуре отца, с ровесниками и коллегами из проекций по отношению к братьям и сестрам. ТАТ незаменим для определения уровня притязаний, что особенно важно при тестировании кандидатов на руководящие должности. Методика также эффективна для подтверждения невротических тенденций, обнаруженных другими методами, определения уровня агрессии и проницательности (существенно для тестирования работников кадровых служб).

Тест Роршаха

История создания

Тест чернильных пятен Роршаха носит имя своего создателя Г. Роршаха, изложившего основы и опыт применения методики в книге «Психодиагностика», опубликованной в 1921 году. С тех пор тест практически не претерпел изменений и по сей день остается первым и наиболее выдающимся достижением проективной психологии, откуда исследователи и поныне черпают идеи для создания и совершенствования новых проективных техник.

Техника исследования

Стимульный материал 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями «пятнами». Никакой предварительной информации о цели тестирования не сообщается. Психолог показывает испытуемому изображение, задет вопрос: «Что это вам напоминает? На что это похоже» и предоставляет человеку полную свободу в формулировании ответа.

После того, как испытуемый дал ответ, экспериментатор задает уточняющие вопросы для выяснения того, как испытуемый пришел к формулировке именно такого ответа, на какие детали он обратил внимание, почему выбрал именно этот образ. Диагност спрашивает примерно так: «Покажите, где находится», «Как у вас возникло такое впечатление?», «Почему вы подумали именно об этом?».

Помимо ответов на вопросы, в протокол заносятся также комментарии и восклицания тестируемых при рассматривании пятен.

Интерпретация

К сожалению, автор методики Г. Роршах скончался вскоре публикации своего труда, и после его смерти уточнением значения тех или иных показателей, дальнейшей разработкой способов кодирования и интерпретации занимались его последователи. В настоящее время существует несколько систем интерпретации теста.

Роршах был не первым исследователем, предложившим использовать чернильные пятна в диагностике личности. Однако его предшественники сосредотачивались на содержательном аспекте ответов, Роршах же, помимо содержания ответов и их оригинальности (популярности), уделял большое внимание тому, как испытуемый воспринимает стимульный материал, на какие характеристики пятен он при этом опирается:

локализация (интерпретируется ли все пятно или отдельные части),

форма,

движение,

цвет,

оттенки.

Сфера применения

Тест Роршаха проводится индивидуально и предоставляет наиболее полную и точную информации о структуре и динамике личности человека. Организационному психологу, впрочем, такая глубинная информация обычно не требуется. Если батарея краткосрочных тестов не дает однозначного результата, для того, чтобы рассеять сомнения, достаточно бывает провести ТАТ.

Тест Роршаха рекомендуется использовать для клинической диагностики или когда имеются заметные нарушения, симуляция, сложные эмоциональные состояния. Например, многие сообразительные работники будут успешно избегать проявления таких тенденций в других тестах из страха потерять работу или понизиться в должности. Заметив такое избегание, внимательный диагност может направить человека для прохождения теста Роршаха. Другим случаем может быть топ-менеджер компании, который вдруг стал прогуливать работу, злоупотреблять алкоголем или в целом стал работать заметно хуже. В ситуации найма на работу сотрудники кадровых служб или работники, часто по долгу службы ведущие переговоры, встречи и беседы, могут умело обходить «ловушки» других тестов и не показывать истинной сути своих мотивов, потребностей и установок. Для их глубинного тестирования подойдет тест Роршаха.

Тест последовательности картинок, Тест аранжировки картины

История создания

Этот тест в 1957 году был составлен С. Томкинсом и Хорном для изучения характерных реакций человека в различных производственных ситуациях (отношения с начальниками и коллегами, конфликты, чрезвычайные происшествия, реакции на болезнь и физические травмы на работе, стремление к аккуратности и совершенству и т.д.). Данных об адаптации методики на русскоязычной выборке и использовании в СНГ нет.

Техника исследования

Стимульный материал состоит из 25 планшетов, на каждом из которых три рисунка, изображающие некоторые действия человека. Тестируемому дают следующую инструкцию: «Этот тест на то, как вы сможете логично расположить картинки, чтобы они составили связную историю. Каждая страница содержит набор из трех картинок. Под каждой из них изображен один из следующих значков: ., ., .. Ваша задача расположить эти значки внизу листа в самом логичном, на ваш взгляд, порядке. Для этого возле каждого из значков напишите по одному предложению, чтобы получилась связная история. Вы можете переворачивать лист как угодно, чтобы рассмотреть все картинки».

Интерпретация

В Тесте последовательности картинок авторы стремились объединить принципы проективного подхода к изучению личности с традиционной психометрической обработкой (разработаны количественные показатели, характеризующие частоту определенных расположений рисунков для разных групп испытуемых). Интерпретация данных теста осуществляется по трем линиям:

анализ последовательности картинок в каждой ситуации,

анализ содержания ответа совместно с количеством словесного материала,

анализ значимых паттернов и тенденций, повторяющихся из ситуации в ситуацию.

Базовое предположение методики состоит в том, что испытуемый отождествляет себя с рабочим на картинке. Человек, изображенный на рисунке, занимается физическим трудом, поэтому может показаться, что управленцы и администраторы не раскроют с помощью теста своих производственных установок. Однако данные исследований показывают, что большая часть испытуемых, в том числе руководящего персонала (за исключением топ-менеджеров и администраторов высшего ранга), успешно отождествляют себя с изображенным на картинке персонажем.

Сфера применения

Тест последовательности картинок специально разрабатывался для тестирования реакций людей в различных ситуациях на работе. Наиболее часто с помощью данной методики удается выявить следующие установки:

агрессия по отношению к вышестоящим,

принятие или избегание лидерства,

неконструктивные способы решения рабочих конфликтов (алкоголизм, истерические, психосоматические реакции),

реакции на болезнь и травмы на работе,

потребность во внешнем контроле собственной деятельности,

навязчивое стремление к аккуратности и совершенству,

неспособность преодолевать препятствия,

степень настойчивости и последовательности в работе,

гибкость при переходе от одного вида работы к другому,

реакция на критику.

В зависимости от целей оценки или отбора зарубежные психологи успешно применяют укороченные варианты теста из 6 или даже 3 ситуаций.

Используя методику для целей диагностики на предприятии, важно учитывать особенности отрасли и корпоративной культуры организации, в которой проводится тестирование. Например, работнику конвейера на большом заводе важно четко следовать инструкциям и незамедлительно сообщать о поломке оборудования в вышестоящие инстанции, а менеджеру по продажам небольшой туристической компании надо стараться как можно быстрее и изобретательнее самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию с клиентом. Поэтому «одобряемые» реакции на одни и те же изображения у этих двух групп работников будут различны.

Не рекомендуется применять для тестирования топ-менеджеров (они по большей части демонстрируют распространенные клише о том, как должен реагировать высокопоставленный чиновник, а не то, как на самом деле ему хочется реагировать).